Новости
13 февраля 2018, 04:01

«Феномен масонства: заговор, которого не было»

В последний день января в литературной гостиной собрались на пятые уже «ПОСИДЕЛКИ В ГЕРЦЕНКЕ» любители истории и те, кому показалась интересной очередная заявленная тема «Феномен масонства: заговор, которого не было?»

Как всегда, был блистателен живой, доступный по форме, с массой ярких примеров и аллюзий, рассказ историка Л.Г. Подлевских, инициатора и ведущего «ПОСИДЕЛОК». Леонтий Геннадьевич как никто умеет увлечь и заинтересовать аудиторию.

Большинством голосов было решено на следующих «ПОСИДЕЛКАХ» продолжить тему, но поговорить подробнее о влиянии масонства на русский революционный процесс. О времени и месте проведения заседания мы непременно объявим дополнительно.

Следите за нашими анонсами в группах вконтакте, на странице в фейсбуке и на сайте библиотеки.

«Феномен масонства: заговор, которого не было?»: Фрагменты заседания.

*** «Масонство есть общественное движение, основанное на тайне, инициации, посвящении и ритуалистике.

Как возникло масонство, толком никто до сих пор не знает, существуют только версии. Когда в XVIII веке масонство стало охватывать бо́льшую часть существующих тогда европейских государств и стало включать в себя немало людей, имеющих отношение к политике, а значит, к власти и денежным средствам, сражу же представители этого движения пошли по традиционному накатанному пути. Этот путь называется „удревнение своей традиции“. Для того чтобы конституировать себя в окружающем мире, каждый из нас придумывает себе какую-то жизнь, но масонство, не зная точно своих корней, а может быть, зная, но понимая, что гордиться, собственно, нечем, окружило своё происхождение неким ореолом туманности и укрылось тайной. Именно поэтому сегодня так много слухов вокруг этого явления — от обвинений в попытках вселенского заговора и установления мирового господства».

*** «Первый официальный историк масонства Джеймс Анденрсон, сообщает о четырех масонских ложах, существовавших в 1716 г. в Лондоне среди некоторых других, отживающих свой век: ложа, проводившая собрания в пивной «Гусь и Вертел» во дворе церкви Св.Павла; ложа в пивной «Корона» на Паркерс-Лэйн около Друри Лэйн; ложа в таверне «Яблоня» в Ковент-Гардене; и ложа в таверне «Кубок и Виноград» в Вестминстере. Эти четыре ложи встретились в феврале 1717 года в таверне «Яблоня» и, «избрав председателем старейшего Мастера Масона, провозгласили себя Великой Ложей Англии. После этого на день Св. Иоанна Крестителя 24 июня 1717 года был избран Великий Мастер, который уже назначил двух Великих Смотрителей и приказал Братьям четырех лож встречаться ежеквартально для общения с ним и его Смотрителями».

*** «В качестве источников масонства можно назвать Каббалу, рыцарство, монашество, цеха, христианство.

Каббала. Из каббалы взята была одна важная вещь: Господь, сотворив мир, оставил его немного недоделанным, оставив человека немного несовершенным. И это простор для деятельности каждого из нас, чтобы каждый из нас улучшил мир через самосовершенствование. Масоны эту идею строительства своего внутреннего храма цельной гармоничной личности, соответствующей цельному гармоничному окружающему миру, и поставили во главу угла. Монашество. Одной из версий происхождения современного масонства является предположение, что они являются продолжением многочисленных средневековых монашеских орденов, главным образом, Ордена тамплиеров. Орден произвёл настолько революционные изменения в общественной жизни населения того времени, что они сказываются вплоть до сего дня. Рыцарство. Многие элементы, особенно внешние, были позаимствованы из рыцарства, а вернее, из представлений о рыцарстве, бытующих на тот момент в Европе. Средневековые ремесленные цеха. Население свободных городов средневековой готической Европы объединялось по цеховому признаку. Одним из таких значимых объединений были цеха вольных каменщиков. Христианство. Любой современный масон обязан верить в единого Бога согласно священным преданиям своего народа и признавать наличие Высшего существа. Неверующий братом не становится. Поначалу, в период становления организации, когда она была ограничена рамками Европы, членом ложи мог стать только христианин. Потом началось победное шествие масонства по миру, и оно стало охватывать территории, где вера в Христа не была доминирующей. Сегодня среди масонов представлен, как говорят, самый широкий религиозный спектр. А в ритуале принятия в масоны обязательно присутствует священная книга той или иной конфессии: Библия, Тора, Коран...

Но вот как быть с атеистами? Количество которых сегодня растёт геометрически? Это проблема, которую придётся либо как-то решать, либо обходить. Дабы шагать в ногу со временем...

Доподлинно известен, по крайней мере, один случай, когда атеист был посвящён в масонское братство. Как полагается, со всеми ритуалами и клятвами. Клятвы приносились на «Капитале» Карла Маркса".

*** «Довольно любопытна среди прочих версия происхождения масонства от монашеского рыцарского Ордена тамплиеров. О тамплиерах имеет смысл поговорить сегодня несколько подробней, поскольку они оказали на мир гораздо бо́льшее влияние, чем, например, иллюминаты или розенкрейцеры.

Католическая церковь, настаивает, как, впрочем, и все другие церкви, что истинной является только она и поэтому стремится обратить именно в свою «интерпретацию» веры как можно большее количество людей. Так было, например, во времена княгини Ольги, когда крещёные в православие жители Киева изгнали епископа Адальберта за попытки обратить их в католичество.

Средства, которыми происходило обращение, самые разные — от проповеди до прямого насилия. Основным силовым орудием, тараном для продвижения католической веры вплоть до конца средних веков были монашеские ордена — от примитивного Тевтонского ордена на востоке до совершенно особого ордена тамплиеров или храмовников («храм» по французски — le temple).

В чём тут дело: царь Соломон на строительство Храма в Иерусалиме пригласил 130 тысяч строителей, самым искусным из них был один мастер, зодчий Хирам, который по окончании строительства был убит. Миф о его смерти и воскресении была положена в основу масонской легенды.

В честь Храма и получил название орден. Правда, строят они уже не конкретное здание конкретной церкви, а храм в своих душах. Этому ордену суждено было не только перевернуть жизнь тогдашней Европы но даже создать мир, в котором сейчас живём мы с вами. И это не преувеличение, например, тамплиеры были создателями современной банковской системы.

Одним из основателей ордена был святой Бернард Клервоский, монах, мистик, богослов и гений. Он создал концепт «воинствующей церкви» (ecclesia militantе), до него считалось, что монах не может брать в руки оружие. Бернард Клервоский создал концепт «монаха-воина», более того, он выдвинул концепт «монаха-торговца». Поэтому с самого своего начала, с конца одиннадцатого столетия, этот рыцарский орден отличался от всех других подобных организаций. Орден стал воином, торговцем и финансистом. Принципиально новой явилась идея безналичной торговли. То есть именно тамплиеры были родоначальниками современного банковского дела, именно они начали практиковать безналичные расчеты через созданную ими сетевую организации, долговые расписки (прообраз современных отсроченных платежей), сопровождение обозов с ценностями (инкассаторская служба), особые хранилища (прототипы банковских сейфов), а также перешли от простого ростовщичества к системе залогового кредитования. В итоге, контролируя все европейские транспортные артерии и банки, рыцари-храмовники достигли небывалого могущества. Однако, начав давать деньги в рост, они, по сути, порвали с христианством, которое осуждает ростовщичество, а народ считает ростовщиков исчадием Зла.

В 1128 году был утверждён первый устав тамплиеров. К четырнадцатому веку они превратились в самую мощную военную и финансово богатую силу в Европе. Достаточно сказать, что в конце тринадцатого века их организация насчитывала 20 тысяч членов, а главная резиденция была перенесена на остров Крит, который они тамплиеры купили у английского короля Ричарда I за немыслимую в то время сумму в 100 000 византионов.

Возникает вопрос: куда делось всё это богатство?"

*** «Позднее средневековье и начало Нового времени характеризуется обязательной чертой, называемой «секуляризация». И внедрение светских норм в обществе здесь стоит на втором месте, если не на десятом. Главное и основное — экспроприация церковного имущества в пользу светской власти. Начал секуляризацию король Франции Филиипп IV Красивый, в конце тринадцатого — начале XIV века.

Филипп, будучи активным человеком и самостоятельным политиком, одним из первых европейских монархов решился на секуляризацию. Это было опасным предприятием, церковь была весьма сильным противником. Достаточно вспомнить историю войны с папой короля Генриха I, которого папа за это отлучил от церкви. Генрих мгновенно остался королём без подданных, поскольку никто не осмелился противоречить самому папе. Поздней осенью, по лужам, по хлябям, переодевшись в рубище, он идет к папскому дворцу и две недели! выстаивает перед дворцом на коленях, после чего папа принимает его в лоно церкви и Генрих снова становится королём.

Тем не менее, 22 сентября 1307 года Филиипп IV собирает королевский совет. Перед этим он задерживает несколько храмовников, незаконно их допрашивает, докладывает результаты этих допросов папе Клименту V, в результате папа даёт благословение на проведение масштабной силовой акции по задержанию всех рыцарей ордена тамплиеров на территории Франции.

В пятницу, 13 октября 1307 года эта акция была проведена в обстановке строжайшей, абсолютной секретности. Были привлечены все силы короля:, командиры военных отрядов, королевские чиновники и начальники местных инквизиций. Кстати, тех пор у всех европейских народов «пятница, тринадцатое» считается несчастливым днём.

«К слову, в истории подобные операции повторялись и позднее. Самый точный аналог — операция, проведённая руководством Советского Союза: смещение и устранение Ягоды и всех его людей, а также смещение и устранение Ежова и всех его людей, когда были смещены с постов руководители всех рангов НКВД и замещены совсем другими людьми. Некоторые ошибочно ещё склонны заносить в этот ряд и расправу Гитлера над штурмовиками СА в 1934-м году, известную как „ночь длинных ножей“».

*** «Схваченных тамплиеров пытали самым жестоким образом, например, руководителю ордена Жаку Моле сожги ноги до колен. Есть версия, что французские тамплиеры каким-то образом всё же узнали о готовящейся против них акции и предприняли некоторые меры по сокрытию своих сокровищ. В частности, в устье Сены стоял флот тамплиеров в составе восемнадцати судов.

А уже в июне следующего, 1308-го года один из тамплиеров под пытками признался, что непосредственно перед арестом видел, как несколько укрытых полотном и сеном телег двигались в сторону Нормандии, то есть к морю, где тоже стоял флот тамплиеров. Эти телеги не достигли берега моря, застряв одном из аббатств. И их ищут до сих пор, как и все остальные несметные богатства рыцарей-храмовников. По слухам, поиски ещё разу ещё не увенчались успехом, зато легенды об этих сокровищах стали источником сюжетов огромного количества произведений искусства, литературы и кино».

Филипп пытался конституировать свои действия против храмовников, что очень не понравилось папе; Клименту V. Возник спор о первенстве в суде над тамплиерам, то есть спор о том, кому в итоге достанутся деньги тамплиеров. Функции были поделены: суд над отдельными храмовниками сохранил за собой король, а суд над орденом в целом оставил за собой папа. В 1318-м году Жак Моле был сожжён на костре, и на этом фактически заканчивается история ордена тамплиеров.

Существует версия (легенда), что уже будучи на костре, Жак де Моле проклял папу и короля Франции и пообещал призвать их на Суд Божий не позднее, чем через год после своей казни. Де Моле был казнен 18 марта 1314 г ., папа Климент V умер при неизвестных обстоятельствах 20 апреля 1314 года , а король Филипп IV — 29 ноября 1314 года (также при непонятных обстоятельствах)«.

*** «В XVIII веке, в эпоху падения абсолютизма и становления новых демократических режимов необходимо было создавать нечто принципиально новое — общественный уклад, законы, власть. Люди, составлявшие элиту раннего Нового времени, вынуждены были создавать себе площадки для обсуждения основ нового мироустройства. Такой площадкой и стали как раз тайные абсолютно закрытые организации. А первые масоны начинают использовать разные волнующие разум и душу легенды средневековья, в том числе — легенды о тамплиерах. В том числе — легенда конца XVII века о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье — в Шотландии и Швейцарии — запрещённый орден тамплиеров.

По здравому размышлению в этих легендах есть здравое зерно. А именно, довольно сложно объяснить стремительный рост политического влияния именно этих районов. Подмяв под себя Шотландию, возникает Британская империя, и почти на пустом месте эта окраина Европы мгновенно перехватывает пальму первенства у традиционных тогдашних хищников Голландии и Испании и становится гегемоном мира. Можно сказать, именно с тех пор Британская корона правит миром. Одновременно с этим происходит необыкновенный взлёт Швейцария, богом забытого горного района, ничем до этого не выдающегося. Многие исследователи находят некоторую странность в том, что бурный кровавый, богатый на революции и мировые войны ХХ век никак не отразился на благополучии этой небольшой страны. На протяжении довольно длительного времени Швейцария остаётся этаким оазисом, никто не пытался в неё вторгнуться. И какое-то разумное объяснение этому явлению подобрать довольно трудно».

Из фондов библиотеки им. А.И. Герцена

Специальная литература:

Thomson , Katharine . The Masonic Thread in Mozart. — London : Laawrence And Wishart, 1977. — 207 p. — б. т. Аврех, Арон Яковлевич. Масоны и революция / [предисл. П.В. Волобуева]. — Москва : Политиздат, 1990. — 350 с. — Имен.указ.: с. 343-349. — 150000 экз. Асадова, Наргиз. Тайны Петербурга : [метафизика северной столицы] / Н. Асадова, Л. Мацих. — Москва : АСТ, 2014. — 254 с. : ил. — (Серия «Все тайны истории»). — 2000 экз. Бакунина, Татьяна Алексеевна. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. — Москва : Интербук, 1991. — 140 с. — б. т. Башилов, Борис. История русского масонства. — Москва : Русло : Община, 1992- . Вып. 1-2 : Московская Русь до проникновения масонов. — 1992. — 127 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — 50000 экз. Башилов, Борис. История русского масонства. — Москва : Русло : Община, 1992-. — . : Вып. 5-6 : Русская Европия: Россия при первых преемниках Петра I. Начало масонства в России; «Златой век» Екатерины II. — 1993. — 160 с. — Библиогр. в примеч. — 25000 экз. Башилов, Борис. История русского масонства. Кн. 2, вып. 3,4. Тишайший царь и его время; Робеспьер на троне / Б. Башилов. — Москва : Русло, 1992. — 141 с. — 25000 экз. Бегун, Владимир Яковлевич. Рассказы о «детях вдовы» : [о франкмасонстве]. — 2-е изд, доп. — Минск : Наука и техника, 1986. — 141 с. — Библиогр.: с. 137-140. — 30000 экз. Берберова, Нина Николаевна. Люди и ложи : русские масоны XX столетия. — Харьков : Калейдоскоп ; Москва : Прогресс-Традиция, 1997. — 399 с. : ил. — 5000 экз. Благовещенский, Глеб. Тайные общества правящие миром / Г. Благовещенский, В. Спаров. — Москва : АСТ ; СПб. : Астрель-СПб, 2007. — 319 с. — (Все тайны Земли). — 5000 экз. Бостунич, Григорий. Масонство и русская революция. — Москва : Витязь, 1995. — 136 с. : ил. — 10000 экз. Верещагин, Александр Степанович. Редкий масон на Вятке тридцатых годов. — Вятка [Киров] : Губернская типография, 1899. — 24 с. — б. т. Вернадский, Георгий Владимирович. Русское масонство в царствование Екатерины II / пер. с англ. Е.П. Беренштейна, Б.Л. Губмана. — 2-е изд., испр. и расшир. — С.-Петербург : Изд-во им. Н.И. Новикова, 1999. — 569 с. — (Русское масонство. Материалы и исследования. 1). — 2000 экз. Глаголева, Екатерина Владимировна. Повседневная жизнь масонов в эпоху Просвещения. — Москва : Молодая гвардия, 2012. — 426 с. : ил. — (Живая история : повседневная жизнь человечества). — Библиогр.: с. 423. — 4000 экз. Гордин, Яков Аркадьевич. Мистики и охранители : дело о масонском заговоре. — С.-Петербург : Пушкинского Фонда, 1999. — 288 с. : ил. — (Былой Петербург. Панорама столичной жизни). — 10000 экз. Джонстоун, Майкл. Масоны : иллюстрированная энциклопедия Древнего Братства / [пер. с англ. И.В. Арбузовой]. — Москва : АСТ : Астрель, 2010. — 141 с. : цв. ил., факс., портр. — 5000 экз. Диалог со временем . Вып. 20 : альманах интеллектуальной истории / РАН, Ин-т всеобщей истории, Центр интеллектуальной истории ; [гл. ред. Л.П. Репина]. — Москва : ЛКИ, 2007. — 414 с. — 600 экз. Жаринов, Евгений Викторович. Жак де Моле / Е.В. Жаринов. — Москва : Олимп : Астрель : АСТ, 1999. — 192 с. — (Великие пророки). — 1000 экз. За кулисами видимой власти : [сборник / предисл. В. Старцева]. — Москва : Молодая гвардия, 1984. — 173 с. — 100000 экз. Замойский, Лоллий Петрович. За фасадом масонского храма : взгляд на пробл. — Москва : Политиздат, 1990. — 289 с. : ил. — 100000 экз. Зафесов, Геннадий Рамазанович. Тайные рычаги власти : за кулисами масон. ложи «П-2». — 2-е изд., доп. — Москва : Мысль, 1990. — 238 с. : ил. — 100000 экз. Иванов, Василий Федорович. Русская интеллигенция и масонство : от Петра I до наших дней. — 3-е изд. — Москва. : Москва, 1999. — 544 с. — (Пути русского имперского сознания). — Прил. к журн. «Москва». — 3000 экз. Клизовский, Александр Иванович. Правда о масонстве : ответ на кн. В.Ф. Иванова «Православный мир и масонтство». — 2-е изд. — Рига : Виеда, 1990. — 32 с. — 100000 экз. Коллинз, Тим. Утраченный символ. О чем умолчал Дэн Браун? / [пер. с англ. Т. Платоновой]. — Москва : Эксмо, 2010. — 239 с. : ил. — (Архив «Секретных исследований»). Библиогр.: С. 36-239. — 8000 экз. Кон, Норман. Благословение на геноцид : миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов» / пер. с англ. С.С. Бычкова ; [предисл. и послесл. А. Меня]. — 2-е изд., доп. — Москва : Рудомино, 2000. — 175 с. — 3000 экз. Кондаков, Юрий Евгеньевич. Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук / [предисл.: Е.Л. Кузьмишин]. — С.-Петербург : Астерион, 2012. — 615 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. в конце тем. — 200 экз. Лейтон, Лорен Дж. Эзотерическая традиция в русской романтической литературе : Декабризм и масонство / пер. с англ. Э.Ф. Осиповой. — С.-Петербург : Акад. проект, 1996. — 253 с. — (Современная западная русистика). — 1000 экз. Макаров, Сергей Михайлович. Шаманы, масоны, цирк : сакральные истоки циркового искусства. — 3-е изд. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, cop. 2016. — 278 с. : ил. — Библиогр. в конце глав. — б т. Мак-налти, Кирк У. Масонство : символы, тайны, учения : включает 386 иллюстраций, из них 327 цветных / [пер. Л.Д. Голыбиной ; науч. ред. Е.С. Лазарев]. — Москва : Арт-Родник, 2007. — 320 с. : ил. — б. т. — . Малышев, Владимир Викторович. За ширмой масонов. — Минск : Вышэйш. шк., 1985. — 94 с. — (По ту сторону). — 28000 экз. Масонство в его прошлом и настоящем . Т. 1 / под ред. С.П. Мельгунова, Н.П. Сидорова. — [Москва] : изд. «Задруги» и К.Ф. Некрасова, [1914]. — XII,255 с. : ил. — б. т. Масонство и масоны . Вып. 2 : сборник статей. — Москва : б. и., 1997. — 127 с. — б. т. Масонство и русская литература XVIII — начала XIX вв. / отв. ред. В.И. Сахаров. — Москва : УРСС, 2000. — 270 с. — 2000 экз. Масонство. Т. 1 : Сборник. — Репринт. воспроизведение изд. 1914 г. — Москва : ИКПА, 1991. — 256 с. : ил. — Загл. ориг.: Масонство в его прошлом и настоящем / под ред. С.П. Мельгунова, Н.П. Сидорова. — 100000 экз. Масонство. Т. 2 : Сборник. — Репринт. воспроизведение изд. 1915 г. — Москва : ИКПА, 1991. — 271 с. : ил. — Загл. ориг.: Масонство в его прошлом и настоящем / под ред. С.П. Мельгунова, Н.П. Сидорова. — 100000 экз. Морамарко, Микеле. Масонство в прошлом и настоящем / пер. с итал. В.П. Гайдука ; вступ. ст. [с. 5-21] и общ. ред. В.И. Уколовой. — Москва : Прогресс, 1990. — 291 с. : ил. — Библиогр.: с. 286-290. — Библиогр. в примеч. в конце разделов. — 30000 экз. Мудрость древних и тайные общества : иллюстрир. история тайных учений, скрытых за ритуалами, символами и мистериями всех времен / пер. с англ., под ред. А.И. Жеребцова. — Смоленск : Русич, 1995. — 175 с. : ил. — (Неразгаданные тайны). — б. т. Немировский, А. И. Свет звезд, или последний русский розенкрейцер / А.И. Немировский, В.И. Уколова. — Москва : Прогресс-Культура, 1994. — 416 с. — 3000 экз. Николаевский, Борис Иванович. Русские масоны и революция / ред.-сост. Ю. Фельштинский. — [Москва] : СП «Терра», 1990. — 199 с. — 200000 экз. Новиков, В. И. Масонство и русская культура. — Москва : Искусство, 1998. — 495 с. — б. т. Острецов, Виктор Митрофанович. Масонство, культура и русская история : историко-критические очерки / В.М. Острецов. — Москва : Крафт+, 2004. — 714 с. — 2000 экз. Пайк, Альберт. Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества. Т. 1 : подготовлено для Верховного Совета Тридцать Третьего и Последнего Градуса Южной Юрисдикции Древнего и Принятого Шотландского Устава для Соединенных Штатов Америки и публикуется его властью / [пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина]. — Москва : Ганга, 2007. — 392 с : портр. — 2000 экз. Пайпс, Дэниэл. Заговор: мания преследования в умах политиков / [пер. с англ. Д. Завольского]. — Москва : Новый хронограф, 2008. — 335 с. — Библиогр.: с. 281-334. — 2000 экз. Паль, Лин фон. Тайные общества: тамплиеры, розенкрейцеры, масоны, иллюминаты. — Москва ; Санкт-Петербург : АСТ : Сова, 2007. — 351 с. : ил. — (Все тайны Земли). — Библиогр.: с. 346-350. Платонов, Олег Анатольевич. Исторический словарь российских масонов XVIII-XX веков. — Москва : Арина, 1996. — 126 с. — 5000 экз. Платонов, Олег Анатольевич. Терновый венец России : тайная история масонства, 1731-1996. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Родник, 1996. — 702 с. : ил. — 11000 экз. Поликарпов, Владимир Васильевич. От Цусимы к Февралю : Царизм и военная промышленность в начале 20 века. — Москва : Индрик, 2008. — 552 с. — 500 экз. Пыпин, А. Н. Масонство в России : XVIII и первая четверть XIX в. / ред., примеч. Г.В. Вернадского, С.С. Москаленко. — Москва : Век, 1997. — 487 с. — 2000 экз. Пятигорский, Александр Моисеевич. Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства / [авториз. пер. с англ. К. Боголюбова ; под общ. ред. К. Кобрина]. — Москва : Новое литературное обозрение, 2009. — 443 с. : ил. — (Интеллектуальная история). — 1500 экз. Робинсон, Джон. Масоны : рожденные в крови / [пер. с англ.: В. Симаков, А. Блейз]. — С.-Петербург : Амфора, 2014. — 383 с. : ил. — (Тайны истории ; вып. 3) (Отдохни!). — Библиогр.: с. 374-381. — 36409 экз. Рыбалка, Александр. Кто правит современным миром, или Мифы о масонстве / А. Рыбалка, А. Синельников. — Ростов-на-Дону : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2010. — 407 с. : ил., портр. — (Серия «Еврейские тайны»). — 3000 экз. Сахаров, Всеволод И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XIII-начала XIX века / Ин-т открытого о-ва (Прага). — Москва : Жираф, 2000. — 216 с. : ил. — (Три века русского искусства). — 2000 экз. Серков, Андрей Иванович. История русского масонства XIX века. — С.-Петербург : Изд-во им. Н.И. Новикова, 2000. — 393 с. — (Русское масонство. Материалы и исследования. 4). — 2000 экз. Серков, Андрей Иванович. История русского масонства после Второй мировой войны. — С.-Петербург : Изд-во им. Н.И. Новикова, 1999. — 443 с. — (Русское масонство: материалы и исследования ; 3). — 2000 экз. Серков, Андрей Иванович. Русское массонство 1731 — 2000 : энциклопедический словарь. — Москва : Рос. энциклопедия, 2001. — 1222 с. — 3000 экз. Смит, Дуглас. Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке. — Москва : Новое литературное обозрение, 2006. — 223 с. — (Historia Rossica). — 1500 экз. Соколовская, Тира Оттовна. Статьи по истории русского масонства / [предисл. Д.Д. Лотаревой] ; Гос. публ. ист. б-ка России. — Москва : [б. и.], 2008. — 337 с. — 500 экз. Соловьев Олег Федорович. Масонство в мировой политике XX века. — Москва : РОССПЭН, 1998. — 255 с. : ил. — Библиогр. в подстроч. примеч. — 3000 экз. Соловьев, Олег Федорович. Масонство : словарь-справочник. — Москва : Аграф, 2001. — 432 с. — 2000 экз. Сора, Стивен. Тайные общества, которые правят миром : [история тайных обществ — от Средневековья до наших дней] / [пер. с англ. Ю.Яблокова]. — Москва : АСТ : АСТ Москва, сор. 2008 — 412 с. — (Историческая библиотека). — Библиогр.: с. 398-411. — 2500 экз. Толь, Софья Дмитриевна. Ночные братья : Масонское действо. — Москва : Москва, 2000. — 376 с. : ил. — (Пути русского имперского сознания). — Прил. к журн. «Москва». — 3000 экз. Уайт, Артур Эдвард. Новая энциклопедия масонства (великого искусства каменщиков) и родственных таинств: их ритуалов, литературы и истории. — С.-Петербург. : Лань, 2003. — 479 с. : ил. — 3000 экз. Форд, Эрик. Масонский след Путина. — Москва : Алгоритм, 2013. — 207 с. — (Власть в тротиловом эквиваленте). — Библиогр. в подстроч. примеч. — 2000 экз. Фрэзер, Джеймс Джордж. Золотая ветвь : исследование магии и религии / [ред., послесл. и коммент. С.А. Токарева ; пер. с англ. М.К. Рыклина]. — 2-е изд. — Москва : Политиздат, 1986. — 703 с. : ил. — (Библиотека атеистической литературы). — 100000 экз. Фрэзер, Джеймс Джордж. Фольклор в Ветхом завете / предисл. и коммент. С.А. Токарева. — 2-е изд., испр. — Москва : Политиздат, 1989. — 542 с. : ил. — 50000 экз. М915854 аб Фуртай, Франциска. Записки средневекового масона. Альбом Виллара де Оннекура. — Москва : Алетейя, 2008. — 244 с. — (Библиотека Средних веков). — 1000 экз Холл, Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / [пер. с англ. С. Целищева]. — Москва : Эксмо ; С.-Петербург : Мидгард, 2007. — 863 с. : ил. — 5000 экз. Черчвард, Альберт. История масонской символики / [пер. с англ. С. Федорова]. — Москва : Центрполиграф, 2013. — 251 с. — 2500 экз. Эзотерическое масонство в советской России : документы 1923-1941 гг. / публ., вступ. ст., коммент, указ. А.Л. Никитина. — Москва : Минувшее, 2005. — 534 c. — (Мистические общества и ордена в советской России ; вып. 3). — Указ. имен: с. 504-525. — 1500 экз.

Художественная литература

Браун, Дэн. Утраченный символ : [роман] / [пер. с англ. Е. Романовой и М. Десятовой]. — Москва : Аст, 2010. — 571 с. — 300000 экз. Монселе, Шарль. Женщины-масонки : роман / пер. с фр. Е.Н. Любимовой. — Москва : ОГИЗ, 1993. — 383 с. — 100000 экз. Писемский, Алексей Феофилактович. Полное собрание сочинений : в 9 т. / вступит. ст., подгот. текста и примеч. М.П. Еремина. — Москва : «Правда», 1959. — (Библиотека «Огонек»). [Т.] 8 : [Масоны : роман в 5 ч . / подгот. текста П.Л. Вячеславова, примеч. М.П. Еремина ; ил. П. Пинкисевич]. — 607 с. — 236000 экз. [Т.] 9 : [Масоны : роман . — Драматургия. — Путевые очерки. — Статьи и письма. — 643 с. — 236000 экз. Быков, Дмитрий Львович. Остромов, или Ученик чародея : пособие по левитации : [роман] / [предисл. авт.]. — Москва : ПРОЗАиК, 2011. — 767 с. — 5000 экз. Пелевин, Виктор Олегович. Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами : большой полифонический нарратив. — Москва : Э, 2016. — 414 с. — 55000 экз. 2154233 аб Петров, Владислав Валентинович. Царский поцелуй : роман в новеллах / Владислав Петров. — Москва : Ломоносовъ, 2017. — 269 с. — 500 экз. Ковалевский, Николай. Из жизни. — Санкт-Петербург : Тип. М. Хана, 1869-1871. Вып. 2 : Новые рассказы и повести . — 151 с. Газданов, Гайто. Собрание сочинений в пяти томах / [под общ. ред.: Т.Н. Красавченко ; сост.: Л. Диенеш]. — Москва : ЭЛЛИС ЛАК, 2009. -. Т. 3 : Романы, рассказы, литературная критика, масонские доклады. — 2009. — 734 с. — Из содерж.: Масонские доклады. — 3000 экз.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg